Стерео-фотоаппараты: в 1947 году можно было снимать в 3D

Первые двухобъективные камеры для 3D-фотографии появились в начале XX века, а массовый выпуск с 1947 года камеры Stereo Realist превратил 3D-фотографию в дело понятное и популярное.

Знаменитый трёхобъективный аппарат Stereo Realist выпускался компанией David White Company в течение 24 лет практически без доработок и почти всё это время находился на пике популярности. 35-мм камера положила начало эре развития стереофотографии и стала прямым предком Fujifilm Finepix Real 3D W1.

В общем-то, Stereo Realist представлял собой абсолютно обычный фотоаппарат для того времени, только оснащённый двумя объективами. Его особенностью было то, что он «переворачивал» картинку, то есть изображение, в оригинале видимое правым глазом, подавалось в левый. Заправлялась в него 35-мм плёнка Kodak, но изображения попадали на неё своеобразным образом: пять изображений на три кадра. Такой формат получил название 5P и требовал особой печати. При печати получался слайд, половинки которого разделялись расстоянием в 64 миллиметра. На пустом пространстве между ними можно было надписать ручкой комментарий к фотографии. Просматривать фото можно было с помощью стереоскопов производства той же компании. Впоследствии David White Company выпустила ещё ряд стереомыльниц — Realist Custom, Realist 45, Macro Realist. На сегодняшний день, когда компании уже не существует, торговая марка Stereo Realist принадлежит предпринимателю Джону Зеленке, который планирует возродить легендарную фирму.

Другими знаменитыми 3D-камерами стали View-Master Personal Stereo Camera (1952) и Kodak Stereo Camera (1954). Последняя по своему принципу работы была идентична Stereo Realist, но серьёзно проигрывала ему по популярности, поэтому её производство было прекращено в 1959 году, оставив David White Company вне конкуренции.

А вот разработка View-Master была довольно оригинальна: на 36-кадровую плёнку она умудрялась вмещать 69 пар фотографий (примерно четыре маленьких изображения на один кадр). Для того, чтобы снимать на «верхнюю» половину плёнки или на «нижнюю», использовался специальный переключатель A-B. Помимо стандартного стереоскопа компания предлагала покупателями проектор View-Master Stereomatic 500 projector. Правда, опять же, камера конкуренции не выдержала, и в 1955 году производство свернули.

Легендарную Stereo Realist на рынке сменила мегаконструкция Nimslo 3D, оборудованная четырьмя объективами и представленная в 1980 году. На 36-кадровую 35мм плёнку Nimslo 3D могла поместить 18 снимков, каждый из которых складывался из четырёх изображений. Устройство оказалось удачным и породило множество клонов и последователей — Nishika N8000 (1989), Image Tech 3D 1000, D wizard, 3D magic, 3DFX, 3D trio и другие. А в 2005 году компания Snap 3D выпустила пятиобъективный стереофотоаппарат! На сегодняшний день, кстати, на сайте этой компании (http://snap3d.com) можно заказать почти любой из тех аппаратов 1980-х годов. Даже неподержанный.

В 1961 году в Советском Союзе появился стерео-фотоаппарат «Спутник», предназначенный для съемки стерео-изображений. И хотя выпущен он был в 84063 экземплярах и стоил в 1961 году всего 26 рублей, почему-то счастливчиков, которые смогли им обладать или даже хотя бы разок увидеть, очень трудно найти.

По свидетельству очевидцев, в 1970-х годах появилась статья в одном из советских изданий, в которой стерео-фотоаппарата «Спутник» вместе с внушительным набором дополнительных приспособлений для просмотра отснятых снимков в 3D-формате, стоил уже всего 13 рублей, что очевидно указывает на небольшой спрос со стороны населения на эту уникальную разработку.

Видимо современники этого чуда не оценили в полной мере замечательную возможность рассматривать лучшие эпизоды своего отпуска на море в объемном формате. Печально, но факт…